Стеклоочиститель ЛАДА 2107 (ВАЗ 2107)

ЛАДА 2107 (ВАЗ 2107) Стеклоочиститель
  • 1. Электродвигатель стеклоочистителя;
  • 2. Скоба;
  • 3. Внутренний уравнитель;
  • 4. Ось рычага;
  • 5. Рычаг щетки;
  • 6. Наружный уравнитель;
  • 7. Поводок правого рычага:
  • 8. Промежуточная тяга;
  • 9. Поводок левого рычага:
  • 10. Втулки;
  • 11. Штуцер;
  • 12. Войлок;
  • 13. Шатунная тяга;
  • 14. Кривошип;
  • 15. Вкладыши;
  • 16. Распорная пружина;
  • 17. Кожух реле;
  • 18. Якорь реле;
  • 19. Токопроводящая пластина:
  • 20. Опора контактов;
  • 21. Основание;
  • 22. Обмотка реле;
  • 23. Резистор;
  • 24. Кронштейн прерывателя;
  • 25. Биметаллическая пластина прерывателя;
  • 26. Ось шестерни;
  • 27. Шестерня редуктора;
  • 28. Пружинная пластина;
  • 29. Контактные стойки;
  • 30. Смотри 29;
  • 31. Крышка;
  • 32. Вал якоря;
  • 33. Крышка-картер редуктора;
  • 34. Щетка;
  • 35. Щеткодержатель;
  • 36. Постоянный магнит;
  • 37. Войлочное кольцо;
  • 38. Подпятник;
  • 39. Втулка;
  • 40. Корпус;
  • 41. Якорь электродвигателя;
  • 42. Пластина крепления крышки;
  • 43. Коллектор;
  • 44. Электродвигатель стеклоочистителя:
  • 45. Электродвигатель смывателя ветрового стекла;
  • 46. Монтажный блок:
  • 47. Выключатель зажигания;
  • 48. Переключатель стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла;
  • 49. Реле стеклоочистителя:
  • 50. I.Реле РС-514 стеклоочистителя;
  • 51. II.Электродвигатель МЭ-241 стеклоочистителя;
  • 52. III.Схема включения электродвигателей стеклоочистителя и смывателя ветрового стекла.
На автомобилях ВАЗ-2107 применяется стеклоочиститель типа СЛ-193. Он устанавливается под капотом в коробке воздухозаборника отопителя. Нижняя часть скобы 2 с электродвигателем крепится двумя шпильками к кронштейну на дне коробки, а верхняя часть скобы и кронштейн поводка 7 крепятся к панели рамы ветрового окна с помощью пластмассовых дистанционных втулок уравнителей, между которыми зажимается панель после затягивания гайкиСтеклоочиститель состоит из рычажного механизма, щеток с рычагами и электродвигателя 1, который крепится к стальной скобе 2 тремя болтами. Вращение кривошипа 14 тягой 13 преобразуется в качание поводков 9 и 7, связанных тягой 8- Оси поводков вращаются каждая в двух металлокерамических втулках 1б, разделенных войлочной вставкой 12. Втулки и войлок пропитаны маслом. Тяги 8 и 13 соединяются с поводками и кривошипом сферическими шарнирами, в которых находятся по два полусферических металлокерамических вкладыша 15, пропитанных маслом, которым также заполнено и пространство между вкладышами. вкладыши разжимаются пружиной. Рычаги щеток имеют пружины, которыми щетки прижимаются к стеклу. Электродвигатель стеклоочистителя Техническая характеристика Частота вращения вала редуктора при моменте 0, 1 кгс-м, не менее, мин" Потребляемая сила тока при моменте 0.1 кгс-м, не более, А2, 8 В стеклоочистителях СЛ-193 применяются двухшеточные двухполюсные электродвигатели постоянного тока МЭ-241 с возбуждением от постоянных магнитов. В один узел с электродвигателем объединен червячный редуктор. Электродвигатель имеет стальной штампованный корпус 40, внутри которого пружинными держателями закреплены два постоянных магнита 36. образующие вместе с корпусом статор. Стальной вал 32 якоря на средней части имеет продольную накатку, а на переднем конце - однозаходный червяк. На накатанную часть вала напрессован сердечник, набранный из пластин электротехнической стали. В пазы сердечника, изолированные картоном, уложена обмотка якоря, выводы секций которой припаяны к медным пластинам коллектора 43. Вал якоря вращается в двух металлокерамических втулках, закрепленных стальными обоймами, одна в корпусе, а другая на крышке 33. Наружная поверхность втулок сферическая. Вокруг втулок помещены войлочные кольца 37. пропитанные маслом. Осевое усилие, действующее на вал якоря от червячной передачи, воспринимается текстолитовым подпятником 38, в который упирается задний конец вала. Осевой свободный ход вала регулируется подбором шайб, устанавливаемых между коллектором и передней втулкой вала якоря. Корпус электродвигателя закрывается крышкой 33, являющейся одновременно картером редуктора. Крышка отлита из алюминиевого сплава и крепится к корпусу двумя винтами. С внутренней стороны к крышке приклепан пластмассовый щеткодержатель 35 с двумя щетками, а с наружной (в картере редуктора) находится пластмассовая червячная шестерня 27 с кулачком. Шестерня напрессована на ось 26. Другой конец оси имеет конусную накатанную поверхность. на которую надевается и крепится гайкой кривошип 14. Ось вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в крышку 33. Между шестерней и картером установлены стальная и текстолитовая шайбы. Снаружи ось уплотняется резиновым кольцом, потом расположены текстолитовая шайба и стальная упругая ачлнистая шайба, устраняющая свободный ход оси и прижимающая шестерню к картеру редуктора. Затем устанавливается водоотражательное кольцо и пружинное стопорное кольцо. Передаточное отношение редуктора составляет 51:1. kapтер редуктора закрывается пластмассовой панелью и крышкой 31. Между панелью и картером устанавливается уплотнительная прокладка. В панели находятся контактные стойки, к которым припаиваются провода и крепится пружинная пластина с контактами выключателя, обеспечивающего остановку электродвигателя в тот момент, когда щетки находятся в нижнем положении. Контакты пружинной пластины прижимаются к стойке 30, соединенной с источником питания. Когда выступ кулачка шестерни находится против пластины, он отжимает ее от стойки 30 и прижимает к стойке 29. соединенной с "массой". С 1982г. на части электродвигателей устанавливается термобиметаллический предохранитель многоразового действия. Он включен в провод, соединяющий одну из щеток электродвигателя с пружинной пластиной концевого выключателя. Предохранитель располагается либо на отдельном кронштейне, прикрепленном к крышке 31, либо на панели. Этот термобиметаллический предохранитель защищает цепь питания обмотки якоря электродвигателя от перегрузок, которые могут быть при заедании механизма стеклоочистителя. Реле стеклоочистителя на автомобилях ВАЗ-2107для получения прерывистой работы стеклоочистителя применяется реле типа РС-514. Оно устанавливается под панелью приборов с левой стороны и крепится к кузову двумя винтами. Реле имеет эластичный пластмассовый кожух 17 и гетинаксовое основание 21, к которому приклепан сердечник с ярмом электромагнита. На сердечнике в пластмассовом каркасе находится обмотка 22. ярму с одной стороны винтом приклепана пластмассовая опора 20 с двумя парами неподвижных контактов, а с другой стороны на ярме качается якорь 18. К якорю приклепана токопроводящая пластина 19, замыкающая верхнюю или нижнюю пару контактов. Пружина оттягивает якорь от сердечника и поэтому верхняя пара контактов является нормально замкнутой, а нижняя - нормально разомкнутой. Когда якорь притягивается к сердечнику, то размыкается верхняя пара контактов и замыкается нижняя. К основанию 21 приклепан также кронштейн 24 прерывателя с биметаллической пластиной и. На пластине поверх изоляционной прокладки из асбестовой бумаги намотана нихромовая проволока. Когда через нее проходит ток, то она разогревается. пластинка выгибается и контакты прерывателя размыкаются. После остывания пластинка принимает прежнее положение, и контакты прерывателя замыкаются. При размыкании контактов прерывателя в обмотке электромагнита возникает ЭДС самоиндукции, которая стремится поддержать исчезающий ток и вызывает искрение между разомкнутыми контактами прерывателя. Чтобы устранить искрение и, следовательно, обгорание контактов прерывателя, параллельно обмотке включен дополнительный резистор 23 с величиной сопротивления 100 Ом, через который замыкается ток самоиндукции. Он расположен под основанием 21 и приклеен к нему эпоксидной смолой. Работа стеклоочистителя Стеклоочиститель включается переключателем, расположенным на рулевой колонке. Рычаг переключателя стеклоочистителя расположен с правой стороны рулевой колонки и имеет три положения: "выключено" (рычаг в верхнем положении), "прерывистая работа" (среднее положение рычага), и "постоянная работа" (нижнее положение рычага). Постоянная работа_ стеклоочистителя. Ток идет от вывод "**зажима "30" генератора и замыкается по пути: зажим "30" генератора" - монтажный блок 46 - контакты "30" и "INT" выключателя 47 зажигания - предохранитель 2 монтажного блока - переключатель 48 стеклоочистителя - по серому проводу до монтажного блока и от него по голубому проводу до пластины 28 выключателя электродвигателя - предохранитель - обмотка якоря электродвигателя. Электродвигатель работает с постоянной скоростью и щетки качаются с частотой 50-60 циклов в минуту. При замкнутых контактах 28 и 30 выключателя электродвигателя ток может идти также непосредственно от монтажного блока по желто-черному проводу к контакту 30 выключателя электродвигателя. минуя переключатель стеклоочистителя. Прерывистая работа стеклоочистителя достигается с помощью-релё в среднем положении рычага переключателя 48. Как и в предыдущем случае, ток идет от зажима "30" генератора и тем же путем течет до переключателя 48 стеклоочистителя. Затем путь тока следующий: переключатель 48 стеклоочистителя - красный провод обмотка электромагнита реле 49 и параллельно через дополнительный резистор - контакты прерывателя реле - биметаллическая пластина прерывателя - желтый провод - переключатель 48 стеклоочистителя - "масса". "Ток, протекающий по обмотке электромагнита реле, вызывает притяжение якоря к сердечнику и замыкаются нижние контакты реле (на схеме верхние), а верхние размыкаются. Через замкнутые нижние контакты реле начинает протекать ток, питающий обмотку якоря электродвигателя. Путь тока следующий: красный провод - замкнутые нижние контакты - по серому проводу к монтажному блоку, а затем по голубому проводу к пластине 28 выключателя электродвигателя - предохранитель - обмотка якоря электродвигателя - "масса". Якорь электродвигателя начинает вращаться и приводит в движение щетки стеклоочистителя. Одновременно протекает ток по обмотке прерывателя реле. Путь его идет также от красного провода, а затем - замкнутые нижние контакты реле (на схеме верхние) - обмотка прерывателя - желтый провод - переключатель 48 стеклоочистителя - "масса". Этот ток разогревает обмотку прерывателя. Биметаллическая пластинка от нагревания выгибается, и контакты прерывателя размыкаются, отключая питание обмотки электромагнита. Якорь реле возвращается в исходное положение. Нижние контакты реле размыкаются, а верхние (на схеме нижние) замыкаются, соединяя с "массой" контакт *9 выключателя электродвигателя. Электродвигатель останавливается. Поскольку ток теперь не протекает через обмотку прерывателя, то она остывает вместе с биметаллической пластиной. Пластина принимает прежнюю форму, и контакты прерывателя замыкаются, включая питание обмотки электромагнита. Описанный цикл повторяется вновь с частотой 9-17 раз в минуту. За время одного цикла щетки совершают один двойной ход и останавливаются в нижнем положении. В начальный момент включения стеклоочистителя на прерывистую работу (пока еще не нагрелась биметаллическая пластина прерывателя) щетки могут сделать до 4-х непрерывных двойных ходов. Выключение стеклоочистителя происходит после перевода рычага исходное положение. 6 этом случае ток к обмотке якоря электродвигателя подается только от монтажного блока по желто-черному проводу через замкнутые контакты 28 и 30 концевого выключателя в электродвигателе. В тот момент, когда щетки стеклоочистителя придут в нижнее положение, выступ кулачка червячной шестерни редуктора разомкнет контакты 28 и 30 и отключит питание обмотки якоря. Якорь электродвигателя остановится, и щетки стеклоочистителя останутся в нижнем положении.