Схема работы коробки передач ВАЗ 2121 НИВА

ВАЗ 2121 НИВА Схема работы коробки передач
  • 1. Первичный вал;
  • 2. Вторичный вал,
  • 3. Шестерня постоянного зацепления первичного вала;
  • 4. Зубчатый венец синхронизатора IV передачи;
  • 5. Блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи;
  • 6. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач;
  • 7. Вилка включения III и IV передач;
  • 8. Стопорное кольцо синхронизатора;
  • 9. Блокирующее кольцо синхронизатора III передачи;
  • 10. Пружина синхронизатора;
  • 11. Упорная шайба пружины синхронизатора;
  • 12. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи;
  • 13. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора II передачи;
  • 14. Скользящая муфта синхронизатора I и II передач;
  • 15. Вилка включения I и II передач;
  • 16. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи;
  • 17. Шестерня заднего хода;
  • 18. Ступица муфты синхронизатора V передачи;
  • 19. Скользящая муфта синхронизатора V передачи;
  • 20. Вилка включения V передачи и заднего хода;
  • 21. Рычаг переключения передач;
  • 22. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора V передачи;
  • 23. Маслоотражательная шайба;
  • 24. Втулка шестерни V передачи;
  • 25. Распорная втулка;
  • 26. Фланец эластичной муфты;
  • 27. Шток вилки включения V передачи и заднего хода;
  • 28. Шток вилки включения III и IV передач;
  • 29. Шток вилки включения I и II передач;
  • 30. Включатель фонаря заднего хода;
  • 31. Шестерня заднего хода;
  • 32. Промежуточная шестерня заднего хода;
  • 33. Заглушка;
  • 34. Блок шестерен V передачи и заднего хода;
  • 35. Ось промежуточной шестерни заднего хода;
  • 36. Шестерня I передачи промежуточного вала;
  • 37. Блокирующее кольцо синхронизатора I передачи;
  • 38. Ступица муфты синхронизатора I и II передач;
  • 39. Блокирующее кольцо синхронизатора И передачи;
  • 40. Шестенрня II передачи промежуточного вала;
  • 41. Шестерня III передачи промежуточного вала;
  • 42. Ступица муфты синхронизатора III и IV передач;
  • 43. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала;
  • 44. Стопорное кольцо:
  • 45. Тарельчатая пружина;
  • 46. I.Нейтральное положение;
  • 47. II.Начало включения III передачи;
  • 48. III.Полное включение III передачи.
Принцип работы шестеренчатой коробки передач основан на изменении зацепления тех пар шестерен, которые участвуют в передаче крутящего момента от первичного вала 1 на вторичный вал 2. Это достигается перемещением скользящих муфт 6, 14 и 19 синхронизаторов или промежуточной шестерни 32 заднего хода при помощи привода переключения передач. При этом изменяются передаточные числа, а значит и величина передаваемого крутящего момента. На прямой IV передаче крутящий момент, передаваемый на ведущие колеса автомобиля, практически равен крутящему моменту на коленчатом валу двигателя. На 1 передаче момент увеличивается в 3, 67 раза, на 11 передаче в 2, 10 раза, на III передаче в 1, 36 раза, при включении задней передачи в 3, 53 раза, а при включении пятой передачи момент уменьшается в 0, 82 раза. Разберем схемы передачи крутящего момента при включении различных передач. При включении 1 передачи муфта 14 синхронизатора соединяет малый венец шестерни 16 со ступицей 38. При этом крутящий момент через шестерню 16, муфту 14 и ступицу 38 передается на ведомый вал 2. Когда включена вторая передача, то муфта 14 соединяет зубчатый венец синхронизатора шестерни 13 со ступицей 38, и крутящий момент на вторичный вал будет передаваться через муфту 14 и ступицу 38. Аналогично происходит передача крутящего момента при включении третьей передачи, только через зубчатый венец шестерни. Когда включена четвертая передача, то муфта 6 синхронизатора соединяет зубчатый венец 4 первичного вала 1 со ступицей 42 синхронизатора, и крутящий момент передается непосредственно с первичного вала 1 на вторичный вал 2. Поэтому эта передача называется прямой. При включении пятой передачи скользящая муфта 19 соединяет ступицу 18 с большим венцом шестерни 22. Крутящий момент передается от первичного вала 1 через шестерни 3 и 43 постоянного зацепления на промежуточный вал, от него на блок 34 шестерен и от большого венца блока на шестерню 22 пятой передачи, а затем через муфту 19 и ступицу 18 на вторичный вал. Для включения задней передачи рычаг переключения передач передвигают вправо, затем утапливают вниз, чтобы выступ рычага переключения передач не уперся в лепесток блокирующей скобы, и перемещают назад. При этом шток через вилку 20, перемещая промежуточную шестерню 32 заднего хода, вводит ее в зацепление с шестернями 17 и 31. Крутящий момент передается на вторичный вал через три шестерни: 31, 32 и 17. Поэтому вторичный вал будет вращаться в другую сторону. При включении передачи заднего хода шток 27 вилки заднего хода нажимает на шток переключателя заднего хода, и в нем замыкается цепь лампы фонаря заднего хода. Белый цвет фонаря сигнализирует о включенной задней передаче. Все передачи переднего хода синхронизированы. Принцип действия синхронизатора при включении III передачи показан на схемах 1, И, III. В нейтральном положении (схема 1) блокирующие кольца 5 и 9 прижаты пружинами к стопорным кольцам 8. Между коническими поверхностями блокирующих колец и муфты 6 имеется зазор, а зубья блокирующих колец находятся во впадинах зубчатых венцов 4 и 12 синхронизаторов. Крутящий момент от зубчатого венца 12 через блокирующее кольцо 9 не передается. В начале включения III передачи (схема И) скользящая муфта 6, перемещаясь по шлицам ступицы 42, прижимается своим конусом к конической поверхности блокирующего кольца 9. Между коническими поверхностями возникает трение, вследствие которого блокирующее кольцо проворачивается на небольшой угол (окружной ход от 2, 5 до 5 мм). При этом боковые скосы зубьев блокирующего кольца упираются в боковые скосы зубьев венца 12, и дальнейшее проворачивание кольца прекращается. Одновременно создается сопротивление дальнейшему осевому перемещению муфты 6. Это будет продолжаться до тех пор, пока не выравнятся скорости вращения вторичного и промежуточного валов коробки передач. Уравнивание скоростей вращения валов происходит за счет трения между блокирующим кольцом и муфтой синхронизатора 6. При полном включении III передачи (схема III), когда скорости вращения выравнятся, сила трения между коническими поверхностями муфты 6 и кольца 9, а также между скосами блокирующего кольца и венца 12, уменьшится, и блокирующее кольцо, скользя по скосам зубьев венца 12, переместится вместе с муфтой по зубьям венца синхронизатора. При этом муфта 6 соединит шестерню III передачи со ступицей 42, и произойдет безударное включение III передачи. Замковое устройство работает следующим образом: при включении, например, задней передачи шток 76 (см.рис.12), перемещаясь, выдавливает из своего гнезда прилегающий сухарь 77, который входит в гнездо штока 74 и одновременно через средний сухарь прижимает другой боковой сухарь к гнезду штока 73. Таким образом, штоки 73 и 74 будут зафиксированы в нейтральном положении. Аналогично происходит запирание двух каких-либо других штоков при включении любой другой передачи. Детали коробки передач смазываются трансмиссионным маслом ТАД-17и, которое заливается в картер через отверстие, закрываемое пробкой 54; вместимость коробки передач 1.55 л. Чтобы не допустить преждевременного выхода из строя коробки передач, следует регулярно, через каждые 10000 км пробега, проверять и, при необходимости доливать масло, а также проверять визуально отсутствие течи масла. В процессе работы коробки передач масло от воздействия температуры, передающих нагрузок и окисления "стареет", поэтому его следует заменять через каждые 60000 км пробега.